ПБУ
ПБУ (4872) 476-094
8-905-627-62-43
Главная Услуги Помощь Контакты
Главная / Услуги / Проверки / Проверка ИФНС

Проверка ИФНС

Общение с работниками налоговых органов - неотъемлемая часть работы бухгалтера. Для того, чтобы вести себя правильно с налоговыми работниками, необходимо знать свои законные права и обязанности.

Сотрудники нашей фирмы готовы помочь Вам в прохождении налоговых проверок.

Основные типы налоговых проверок:

  • камеральные налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки .

Как следует из подп. 1 п. 1 ст. 87 НК РФ, камеральная налоговая проверка является одним из основных видов налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и одной из основных форм налогового контроля как такового.

Нормативный порядок проведения налоговых проверок определен ст. 88 НК РФ, и Регламентом проведения камеральных налоговых проверок, оформления и реализация их результатов, утвержденным Приказом МНС РФ от 21.08.2003 N БГ-4-06/24дсп (далее - Регламент). Следует заметить, что указанный Регламент не найти в правовых справочных системах, поскольку документ предназначен исключительно для служебного пользования должностных лиц налоговых органов.

В целях налогового контроля налоговые органы используют преимущественно камеральную проверку. По статистике на долю выездной проверки приходится лишь пятая часть всех проверяемых налогоплательщиков. Объясняется этот факт большей  финансовой, временной, кадровой затратностью выездных проверок в сравнении с камеральными проверками. Однако с помощью камеральных проверок налоговые органы отбирают сведения, необходимые для назначения выездной проверки - сведения относительно потенциальных кандидатов на выездную проверку, сведения относительно предмета будущих выездных проверок. Кроме того, налогоплательщиков оценивают по целому ряду контрольных критериев для отбора кандидатов для включения в список кандидатов на выездную налоговую проверку.

Проведение камеральной проверки согласно п. 2 ст. 88 НК РФ не требует принятия руководителем налогового органа какого-либо специального решения.

Днем начала камеральной налоговой проверки является день представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Срок камеральной налоговой проверки составляет три месяца.

Камеральная проверка наряду с выездной проверкой занимает главнейшее место в системе налогового контроля. Предусмотренные законодательством другие формы налогового контроля (получение объяснений, проверка учета и отчетности, осмотр помещений) по сути являются контрольными мероприятиями, проводимыми, как правило, в рамках камеральной либо выездной налоговых проверок.

Существующие методики отбора налогоплательщиков для проведения проверок учитывают множество критериев. Учитывая мнение налоговых органов, для повышения качества налогового контроля необходимо проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре уровня:

  • анализ сумм начисленных и уплаченных сумм налогов;
  • анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций
  • (путем сопоставления сумм, указанных в бухгалтерской отчетности и налоговых декларациях);
  • анализ динамики сумм уплаченных сумм налогов;
  • анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов (путем сопоставления сумм, указанных в бухгалтерской отчетности и налоговых декларациях).
  • Проведение такого мониторинга позволяет значительно сократить затраты времени сотрудников налоговых инспекций на отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля в виде выездных проверок, а также повысить эффективность работы, оценивающуюся как соотношение стоимости проведения проверки к суммам доначисленных платежей.

Основным документом, которым руководствуются налоговые органы при отборе кандидатов на выездные налоговые проверки, является Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утв. приказом МНС РФ от 18.08.2003 N БГ-4-06/23дсп.

Согласно указанного Регламента , налоговыми органами выделяется две категории приоритетных для включения в план проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков:

  1. налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок;
  2. налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при наличии возможностей инспекторского состава.

К первой категории относятся, в частности, следующие налогоплательщики:

  • организации, которые являются крупнейшими и основными налогоплательщиками. Их проверка проводится минимум один раз в два года;
  • налогоплательщики, попавшие в круг обозрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. Указанные налогоплательщики включаются в планы проверок в оперативном порядке;
  • организации, которые ликвидируются ;
  • организации, которые представляют "нулевые балансы" или вообще не представляют налоговую отчетность в налоговый орган, в части  которых у налогового органа имеется информация об осуществлении данной организацией  финансово-хозяйственной деятельности;
  • налогоплательщики, необходимость проверки которых вытекает из мотивированных запросов других налоговых органов.

Ко второй категории относятся, в частности, налогоплательщики:

  • предложенные к проверке отделами камеральных проверок, (на основании произведенного анализа бухгалтерской и налоговой отчетности) с обоснованием целесообразности этих предложений;
  • неоднократно представляющие несвоевременно или не в полном объеме документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • последняя проверка которых выявила существенные нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • которых не проверяли более 6 лет;
  • те, которые существенно увеличили потребление энергетических и других материальных ресурсов, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), при уменьшении либо незначительном увеличении объемов выпускаемой продукции (работ, услуг);
  • по руководителям или учредителям которых имеются документы и/или информация, которые ставят под сомнение происхождение их средств или свидетельствующие о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах, на основании использования всего имеющегося объема информации о соответствующем налогоплательщике, полученной как из внутренних, так и внешних источников;
  • те, которые  отражают в налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль (доход) на протяжении нескольких налоговых периодов или допускающие резкие колебания сумм налогов в различные налоговые периоды при примерно одинаковом объеме оборота;
  • те, которые  уплачивают небольшие суммы налогов и в то же время занимающиеся благотворительностью (спонсорством) с расходованием крупных сумм денежных средств;
  • которые исполняют обязанности по уплате налогов и сборов и иных обязательных платежей через неплатежеспособные банки либо банки, по которым имеется намерение уполномоченных контролирующих органов о приостановлении либо отзыве лицензии;
  • те, которые  относятся к какой-либо определенной отрасли, если предыдущие проверки показали, что масштабы ухода от налогообложения организаций данной отрасли весьма значительны (например, по организациям-импортерам).
  • те, которые  имеют наибольшие суммы отклонений от среднего уровня анализируемого показателя, характерного для однородной группы налогоплательщиков в абсолютном или процентном выражении.

Вышеуказанным регламентом установлено, что в случае равноценности объектов выбора для выездных налоговых проверок с точки зрения вероятности выявления нарушений предпочтение отдается налогоплательщикам, имеющим наибольшие показатели выручки от продаж, численности работающих, суммы причитающихся в бюджет налогов и сборов, а также прогнозируемых возможностей взыскания доначисленных налогов, пеней и налоговых санкций.

Анализ необходимых показателей производится при использовании налоговыми органами внешних и внутренних источников информации. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления и т.п., а также иная информация. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими контрольных функций (например, проверка контрольных соотношений налоговой и бухгалтерской отчетности при проводимой камеральной проверке).

Итогом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе, т.е. формирование досье налогоплательщика.

Досье состоит из пяти частей:

  1. Идентификационная часть. Здесь содержатся данные из ЕГРЮЛ налогоплательщиков; информация о принятой организацией учетной политике для целей налогообложения, сведения о ее руководителе (в том числе и о его доходах), а также об уставном капитале. Кроме того, в этом разделе отражается информация о наличии филиалов, о реорганизации, ликвидации налогоплательщика, сведения о выданных, отозванных или прекративших действие лицензиях и сертификатах.
  2. Данные о суммах совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях и сделках, которые могли оказать влияние на формирование налоговой базы. В первую очередь, это значительные суммы НДС, предъявленные к возмещению из бюджета, суммы, израсходованные на благотворительность, а также крупные финансовые вложения. Кроме этого, налоговики интересуются сведениями о выданных и полученных векселях, об эмиссии налогоплательщиком ценных бумаг, данные о краткосрочных и долгосрочных кредитах. Может даже насторожить значительное увеличение уставного капитала.
  3. Косвенные данные о хозяйственной деятельности. В этом разделе аккумулируется информация от внешних источников: организаций Министерства транспорта РФ, Трудовой инспекции, а также ГИБДД (например, о перевозимых крупных партиях товаров). Здесь содержатся сведения о реализации продукции, выполнении работ, оказании услуг, полученные из СМИ и Интернета. Увеличение объемов деятельности налогоплательщика могут подтвердить сведения о существенном увеличении потребления энергетических и водных ресурсов.
  4. Сигнальная информация в результате проведения итоговой работы. К ней относится информация: от других налоговых органов о крупных сделках, финансовых вложениях с участием данного налогоплательщика, о нарушении валютного законодательства. Здесь же отражаются противоречивые сведения, полученные из нескольких внешних источников, а также в результате встречных проверок.
  5. Другие сведения. Этот раздел Регламентом не расшифровывается. Кроме того, весьма показательно, что разделы досье не носят закрытого характер и заканчиваются пунктом "иная информация".

Окончательный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок проводится на основе информации, полученной в рамках проведения камеральной налоговой проверки, и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговыми органами разработаны методические рекомендации по порядку камеральной проверки каждой налоговой декларации. Программное обеспечение проверяет логическую связь между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы (так называемая система контрольных отношений). При этом также сопоставляются отчетные показатели с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода и соотношение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

В результате составляется заключение по установленной форме, содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин для таких выводов. На основании произведенного отбора налогоплательщиков отделом, ответственным за проведение выездных налоговых проверок, с учетом заключения отдела камеральных проверок формируются проекты годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных налоговых проверок. После согласования с отделом камеральных проверок, отделом предварительного анализа основных финансовых показателей и отделом учета планы утверждаются руководителем налогового органа или его заместителем.

Наши специалисты готовы предложить Вам сопровождение налоговых проверок. При проведении проверок возникает много спорных моментов, и бывает довольно сложно определить, какое решение будет верным в той или иной ситуации.

Например, иногда бывает необходимо решить, помогать или нет налоговикам в проверке Вашей декларации.

Опишем ситуацию

 Инспектор при проведении проверки может потребовать предоставить необходимую ему информацию в виде сводных таблиц.

В этой ситуации тяжело решить: помогать инспектору или нет. Вы, конечно, можете пожаловаться в вышестоящую инстанцию на действия инспектора. Но, с другой стороны, если Ваша помощь поможет инспектору в более короткие сроки завершить всю проверку Вашей документации и вынести решение, то, может быть, стоит ему помочь в этом (это в том случае, если в Вашими документами и Вашими поставщиками все в порядке). Однако, с другой стороны, если в Вашей компании ситуация противоположная, то и поступить лучше противоположным путем. Для Вашего блага будет лучше, если инспектор не сможет проверить всю первичку. Учитывая мнение Минфина (письмо Минфина России от 08.04.2011 № 03-02-07/1-113), налоговики не вправе требовать от налогоплательщика документов, составление которых не предусмотрено НК РФ и законодательством, в частности, аналитических материалов, сводных таблиц и т.д.

Ситуаций много, а верное решение часто бывает только одно. Обращайтесь к нам, и мы поможем Вам не только пройти проверку ИФНС, ПФР, ФСС РФ и других инстанций, но и восстановим бухучет в Вашей фирме и возьмем Вашу организацию или ИП на полное ведение бухучета.